Так что естественно, что военные когда-то передали контроль над этими спутниками
— Тут надо вспомнить историю. В 1966 году был запущен первый российский метеорологический спутник. Он был вообще первым спутником, запущенным в интересах народного хозяйства до того заказчиком всех спутников было Министерство обороны. В 1972 году эту функциюPгосударственного заказчика передали Госкомгидромету СССР. В 1974 году был создан государственный научно-исследовательский центр изучения природных ресурсов из космоса это сегодня научно-исследовательский центр космической гидрометеорологии «Планета». В нем сегодня сосредоточена вся система связи, единственная и всеобъемлющая система приёма спутниковой информации на территории нашей страны. Он связан с крупными центрами в Новосибирске и Хабаровске и 68 малыми центрами по всей стране таким образом, мы в режиме он-лайн получаем информацию со всех спутников, которые над нами пролетают. В том числе и с зарубежных.
— А в чем разница?
Но в том-то и беда, что мы являемся заказчиком только тематическим. А не государственным.
— Хочется надеяться. У нас давние и в целом плодотворные отношения с Роскосмосом. Мы являемся тематическими заказчиками по целому ряду спутников: в первую очередь гидрометеорологические, океанографические, гелиогеофизические и спутники мониторинга Земли.
— Может быть, за оставшиеся годы они еще запустят остальные?
— Верно, с 2006 по 2015 годы Роскосмос должен их все вывести на орбиту. Но что запущено на сегодня? Из 15 запущено два, и те работают, что называется, «вполглаза». А ведь все средства на наши спутники были выделены им сполна! Более того. Постоянно перенося сроки запуска, Роскосмос фактически наращивает стоимость этих космических объектов.
— Почему? Насколько известно, в Федеральной космической программе предусмотрен вывод на орбиту 15 спутников таких спутников
Но зарубежные спутники дают информацию с ограничениями. Поэтому нашей стране надо иметь свою группировку спутников, потому что Россия и стратегически, и метеорологически должна сама себя обслуживать. Впрочем, метеорология — тоже стратегический ресурс. России, чтобы не зависеть от зарубежной спутниковой информации, нужно иметь национальную группировку в составе как минимум трех полярно-орбитальных и трёх геостационарных метеоспутников.
Но вот с технической компонентой дело обстоит значительно хуже. Ну, а что вы прикажете делать, если сегодня на орбите мы имеем только два спутника! И к тому же аппаратура на них работает далеко не так, как требуется для надежности комплексной системы раннего предупреждения об опасных явлениях природы и стихийных бедствиях. Мягко говоря, она функционирует со значительными отклонениями от заданных характеристик. По этой причине Росгидромет сегодня на 97 процентов использует данные с зарубежных космических аппаратов.
— Точность прогноза погоды зависит прежде всего от наличия надежной сети наблюдений и системы передачи данных. Построение на этой основе климатических моделей, учёт непредсказуемостей в характере атмосферы это уже научная составляющая нашей работы, и она в Росгидромете довольно хорошо поставлена. Во всяком случае, оправдываемость краткосрочных прогнозов по прошлому году составила более 90 процентов.
— Метеорологи обычно говорят: сколько-нибудь надежный прогноз погоды можно сделать на неделю. Более долгосрочные оценки лежат за горизонтом предсказуемости. Почему же столь близок этот горизонт? Может быть, не хватает спутников, мощностей суперкомпьютеров, аналитических способностей?
«Пока Росгидромет вновь не станет хозяином своих спутников, более надёжного прогноза погоды ожидать не приходится», — такое убеждение в беседе с корреспондентом высказал заместитель руководителя Росгидромета, член Редакционного совета газеты «Воздушный транспорт» Валерий Дядюченко
Хорошей погоды не ждите!
Хорошей погоды не ждите! | Газета "Воздушный транспорт"
Комментариев нет:
Отправить комментарий